Моя учительская династия.
Династия - это
род поколений, и я сегодня с гордостью говорю о нашей династии, общий
педагогический стаж которой более 220 лет.
Родословная моей семьи
интересна тем, что все мои родственники связаны не только нитями родства, но и
профессией. У меня все ближайшие родственники – преподаватели и учителя. А так
как я работаю в школе, мне показалось интересным рассказать о моей семье,
замечательной тем, что уже много лет подряд члены семьи преданы такой сложной,
но нужной людям профессии – профессии Учителя.
Основателем династии учителей по праву можно считать моего прадедушку Фатхелбаяна Гирфановича Киреева. Родился он в 1883 году в деревне Каракучуково (ныне село Урняк Чекмагушевского района Республики Башкортостан). Папа вспоминает его человеком грамотным, всесторонне и духовно развитым. До революции служил в царской армии. В годы службы в армии он являлся офицером, занимался обучением солдат в городе Бугуруслан. В 30–е годы прошлого века он вернулся в деревню, участвовал в коллективизации сельского хозяйства, а в годы Великой Отечественной войны работал в колхозе завхозом. Они вместе с женой воспитали 10 детей. Всех своих детей он старался обучить грамоте.
Третья дочь прадедушки - Факия апа является продолжателем династии учителей. Несмотря на то, что годы её детства пришлись на тяжелые времена, родители старались дать ей образование. 9 летняя Факия апа в 1924 году пошла в первый класс. Два года она изучала арабскую графику, а после - латинский алфавит. Окончив четыре класса, Факия апа отправилась в Уфу подать документы на двухлетние подготовительные курсы педагогического техникума. Учитывая наличие начального образования, её принимают на второй подготовительный курс. А через год она становится студенткой этого техникума.
Педагогическую деятельность Факия апа начала в 1935 году в деревне Исмаилово Дюртюлинского района. Куда только судьба ее не забрасывала: она работала Ново-Кутово Чекмагушевского района, в деревне Улькунды Дуванского района, в Татышлах, Исянгулово, Юлдыбаеве, Абзаново Зианчуринского района. Общий ее педагогический стаж – 35 лет, из которых 21 год она также совмещала должность партийного организатора в школе.
Сейчас Факия апа на заслуженном отдыхе, живет в городе
Набережные Челны вместе с детьми. В 2010 году 1 апреля она отметила свой юбилей
- 95–летие.
Факия Фатхелбаяновна и Ахлям Ахмадетдинович воспитали четырех детей: Лида, Рида, Римма, Найля.
По ее стопам пошли двое дочерей из четырех воспитанных ими детей. Общий педагогический стаж Риды Ахлямовны – 22года, Риммы Ахлямовны – 10 лет.
Хочу с гордостью отметить, что Рида Ахлямовна в 1964 году первую свою педагогическую практику прошла в Буздякской средней школе №1. Да, да, в той самой школе, где свою педагогическую деятельность начали мы с мужем.
Ринат Раисович Сахапов, сын младшей дочери Факии Фатхелбаяновны, окончил с отличием школу, а потом, также с отличием, Казанский государственный университет. В настоящее время работает старшим преподавателем в Челнинском филиале КГУ, занимает должность заместителя декана. Занимается научной деятельностью, трудится над кандидатской работой. Ринат Раисович – классный юрист!
С теплыми словами любят вспоминать дети и внуки мою бабушку Зульхизу Фатхелбаяновну и моего дедушку Хариса Мухаметгареевича, воспитавших моего отца и еще четырех дочерей.
Понимая важность и необходимость получения образования, учитывая склонности своих детей, они заранее определили им профессии: старшая дочь должна стать врачом, сын – механизатором, третий ребенок – станет искусной портнихой, четвертая дочь – непременно должна быть учительницей, а младшая дочь – продавцом.
В жизни все так и сложилось. Впоследствии мой отец получил еще специальность зоотехника, а старшая дочь Флира апа – стала учителем математики.
По рассказам моих родителей, мой дедушка многие годы проработал кладовщиком, счетоводом, работником сельпо. Счета он вел аккуратно, мог складывать и вычитывать все числа «в уме».
Склонность к математике, как мой отец считает, передалась от нашего дедушки сначала его детям, а впоследствии и внукам.
Ведь сами смотрите, старшая дочь Флира апа, имея медицинское образование, получила педагогическое образование и стала учителем математики, работала в деревне Ново –Каръявды Чекмагушевского района. Общий стаж педагогической работы 30 лет.
Третья дочь, Сария апа, тоже учитель математики и физики. В 1976 году окончила Бирский педагогический институт, факультет физики и математики. Педагогическую деятельность начала в деревне Михайловка Бакалинского района, а впоследствии работала в деревне Нуркаево Туймазинского района. Общий стаж педагогической работы 33 года.
Мне бы хотелось еще рассказать о таких ярких представителях династии педагогов как моя мама Салима Салиховна Гараева и ее сестре, моей тете Галиме Салиховне.
Моя мама, ветеран труда, с общим педагогическим стажем 35 лет, работала воспитателем детского сада, учителем биологии и многие годы занимала должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Урнякской средней школе Чекмагушевского района. Она победительница конкурса «Учитель года – 97», отличник народного просвещения Российской Федерации.
За годы своей педагогической работы она завоевала уважение не только учеников, их родителей, коллег, но и многих других жителей Чекмагушевского района.
Быть педагогом – это ее призвание!
Несмотря на то, что она на заслуженном отдыхе, она продолжает общаться с бывшими своими учениками, радоваться за их успехи и переживать за них.
За годы работы в школе она создала прекрасный пришкольный участок, который был признан одним из лучших в районе и занимал первые места. Свою любовь к прекрасному она привила не только к своим ученикам, но и нам, своим детям, она учит любить природу, жить в гармонии с ней и познавать ее. Дом, в котором они живут, и приусадебный участок - это просто сказка, созданная моими родителями. Цветами, которые у них растут в приусадебном участке и дома, любуются все жители села.
О ее работе много написано в республиканских и районных газетах. Хочу написать отрывок из газеты «Өмет» от 28 ноября 2000 года:
"Безнеңчә, һәр мәктәпне күңелләре матурлыкка, нәфислеккә, хыял дәрьяларына ашкынучы укытучылар, апаларын-абыйларын хөрмәт итүче укучылар бизи. Кышкы чатлама салкыннарда да сыйныф бүлмәсен күркәмләндереп, ап-ак чәчәкләр {хризантемалар) утыра икән, димәк, бу мәктәптә үз эшен сөюче биология укыутучысы бар!
Фоторәсемдә ягымлы елмаеп торган Сәлимә Салих кызы
Гәрәева нәкъ менә шундый укытучыларның берсе.
Бер үк вакытта укыту-тәрбия эшләре буенча директор урынбасары эшен дә теләп башкара ул. Сәлимә
Салиховна үзләренең мәктәп
бакчалары, җыйган уңышлары, шау чәчәкле гөлләре турында гына түгел, тырыш уңган, өлгер укучылары турында да илһамланып сөйли”.
Вот уже более 30 лет в деревне Сюлтино Илешевского района закладывает путь к знаниям самым маленьким воспитанникам Галима Салиховна Валиуллина, сестра мамы. Она поистине любит свою работу, ежедневно сеет добро в сердца маленьких своих учеников, всячески старается подготовить и отправить их в большую дорогу – в дорогу длиною жизнь!
Несомненно, важную роль в воспитании детей играет учительница начальных классов. Ведь она первая учительница, первый сподвижник твоих успехов, первый свидетель твоих неудач, первый раз с ее помощью дети разгадывают волшебное сочетание букв, учатся писать и считать.
Продолжаем династию учителей в четвертом поколении, и мы с мужем Рауф Рашитовичем. Вот уже 14 лет мы работаем в школе учителями физики и математики.
Учитель-мужчина дома - это все равно учитель. Письменный стол, книги, тетради и постоянные размышления о завтрашнем рабочем дне. Несколько часов подготовки к урокам, но при этом он всегда умеет уделить время семье. Наши отношения окрашены, искренним уважением и любовью. Ведь уважают и любят того, кто состоялся. Состоялся как мужчина, как профессионал, как творец.
Мужчины в школе необходимы уже хотя бы потому, что при них расцветают женщины. Яркие и талантливые мужчины создают атмосферу легкого флирта, романтичности и кокетства. Они сами, желая нравиться, вызывают ответную реакцию у женской части школы. Именно в такой атмосфере возникает ощущение доброжелательности, красоты, вкуса, постоянного праздника. В такой школе и детям есть чему и у кого учиться.
Ясно, что школа без мужчин неполноценна и пуста. И все-таки настоящий мужчина в школе - это удача и праздник.
И вот я в школе. Рядом со мной дети, их много, и каждый со своим характером, эмоциями, с собственным жизненным опытом. Кем я стану для них? Что могу им дать? Прежде всего - любовь! И я каждый день прихожу к своим детям с любовью. А они все такие разные.
Искренней любовью к ребенку мы завоевываем его доверие, а значит, право и возможность учить его, воспитывать, формировать личность Главное - не подорвать этого доверия ни словом, ни поступком. Заинтересовав своего ученика предметом, научив его мыслить, необходимо помочь ему максимально раскрыть свой творческий потенциал, подарить радость Познания. И, несмотря на все трудности сегодняшнего дня, помочь своему ученику стать высоконравственной развитой личностью.
Математика - это мое призвание, жизнь, мечта. Многие мои ученики стали победителями районных олимпиад и различных конкурсов.
Жизнь - это любовь. Это великое вселенское чувство, на котором держится мир, благодаря которому не угасает человеческий род.
Мне повезло. С самого раннего детства я купалась в любви, которую щедро дарили мне мои близкие. Я росла, обогреваемая любовью родителей, брата, родных. И любовь ответная не могла не созреть во мне, не наполнить мою душу. Это любовь к жизни, к миру, к людям, ко всему, что окружает меня.
Мои родители... Именно им бесконечно благодарна я за то, что дали мне отправную точку в жизни.
Любви нужен выход, ее следует передавать, дарить другим, иначе она потеряет свое назначения. Пусть не всегда ее легко отдавать, но востребована она всегда. В этом великом чувстве больше всего нуждаются дети, поэтому, оглядываясь назад, я все больше убеждаюсь, что путь в школу был для меня предопределен.
Я уверена, что наша династия педагогов оставила след доброты в душах многих учеников. И красоту в этом мире умножила! Думаю, что кто-то из детей продолжит славную династию учителей. Желаю всем успехов в работе и продолжения династий!